Многабукаф, но мысли интересные.. В чем-то созвучно с очень старым Манифестом Киберпанка
I
читать дальшеОсновной особенностью сегодняшнего этапа в развитии человечества является то, что процесс глобализации входит уже в свою завершающую стадию. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня стали глобальными и всемирными — экологический, демографический, экономический и другие виды кризисов стали уже ежедневной реальностью для жителей всей планеты. Естественно, что в таких условиях всё человечество должно приложить свои усилия для их решения, поскольку пути решения сегодняшних глобальных проблем лежат далеко за пределами возможностей даже самых мощных сегодняшних государств.
Но эти усилия должны быть скоординированы. Развитие одних областей науки и культуры должно дополнять другие, а результаты должны способствовать дальнейшему развитию. А техническая сложность современных фундаментальных технологий и науки, а также огромный массив культурного пласта, накопленного человечеством за тысячелетия своего существования заставляют людей иметь всё более и более узкую специализацию. А это предполагает всё увеличивающуюся зависимость творца и исследователя (и эффективности его работы) от потоков информации. Это происходит потому, что по мере сужения специализации — всё больше областей остаются вне её, и становятся областями, информацию из которых приходиться просто заимствовать.
И тут человек — не важно, писатель он или инженер, учёный или простой любитель кино или музыки, — начинает на каждом шагу сталкиваться с целым рядом непреодолимых препятствий в своём поиске информации. Им пытаются придумать самые изощрённые оправдания, но факт остаётся фактом: они не просто мешают развитию какого-то конкретного человека и его идей; они мешают развитию всех людей (а значит, и всех идей) в совокупности, они мешают развитию всего человечества в целом.
И если раньше наше развитие было делом желательным, но не обязательным, то сейчас ситуация в корне изменилась: от интеллектуального развития человечества зависит само его выживание. Если мы не разработаем эффективных способов получения альтернативной энергии, к примеру — то человечество задохнётся. Если не остановим процесс культурной «макдональдизации» — то окончательно отупеет и уничтожит себя в бессмысленной войне. Ключ к решению всех этих проблем — свобода распространения информации. А ключ к свободе распространения информации — у государственных и не государственных монополий, которые ради сохранения своих сверхприбылей ни за что не станут ей делиться. Мы и боремся за то, чтобы этот ключ был отдан людям и свобода на получение и распространение информации стала бы такой же естественной частью жизни, как воздух.
II
читать дальшеСистемами, тормозящими развитие человеческой культуры и науки ради сверхприбылей монополистических корпораций являются (лоббированные ими же) современная система «авторского» права, патентов, а также слежки за людьми и контроля над ними.
Слово «авторское» взято в кавычки не случайно: нынешние законы об «авторских» правах не касаются самих авторов, у них нету ровным счётом никаких прав — а эти права (которые с невероятным цинизмом продолжают называться «авторскими») принадлежат издательствам и медиахолдингам — убедитесь в этом, просто взглянув на заднюю обложку любой книги.
Таким образом, система защиты «авторского» права не имеет никакого отношения к защите интересов самих авторов. Более того благодаря ей, авторы, например, книг получают всего лишь около 5-10% денег, вырученных с продаж их творений.
Но если отношения авторов и издателей — просто типичный пример того, как большие деньги имеют возможность поставить определённый слой людей в рабство, то у сложившейся системы также есть и последствия, оказывающие негативный эффект на развитие человечества в целом. «Авторское» право запрещает людям (без компенсации) получать и эффективно использовать плоды творчества других людей. И даже если оставить в стороне моральную сторону вопроса (любой автор может состояться только благодаря тому, что впитает в себя окружающую его культуру; не должен ли он поэтому и своё творчество отдавать культуре взамен?), то снижается чисто сам темп и общий уровень развития искусства, поскольку люди зачастую просто не имеют возможности знакомиться с его плодами.
Если система авторского права, служащая монополиям в области искусства, приносит вред отчасти абстрактному культурному развитию человечества в целом, то вредные последствия современной системы патентов куда более очевидны и ощутимы. Корпорация, получившая патент на какое-то изобретение — монополизирует его производство, а последствия этого могут быть просто катастрофическими.
Понять это просто на таком примере: когда будет изобретено лекарство от рака, компания, сделавшая это изобретение, получит патент (монополию) на его производство, и, естественно, взвинтит цены на него до таких высот, что только маленькая часть населения, в нём нуждающегося, получит к нему доступ. Мы и сейчас видим, как дорого стоят многие лекарственные препараты.
Мы считаем, что это в корне несправедливо и не что мириться с такой ситуацией нельзя. Потому что по такой же схеме нас лишат и возможности решить другие проблемы, касающиеся всех, а не только относительно небольшую группу людей, болеющих раком.
Третьим инструментом в борьбе против информационной свободы человечества являются системы контроля над частной и не только жизнью человека, которые, наоборот, обеспечивают власть имущим бесконтрольный контроль над распространением информации, которая изначально распространению и контролю не должна подлежать.
Они оправдываются благими целям (например, борьбой с терроризмом — против которой мы, конечно же, не выступаем), но на практике покрывают намного более широкий круг вопросов — ради которого, собственно, и создаются.
Примеров предотвращения террористических актов при помощи сведений, полученных от просушивания телефонов — единицы. А примеров сорванных акций протеста — сотни. Очевидно, что эти инструменты служат не нашей безопасности, а сохранению власти и контроля теми, у кого они в руках.
III
читать дальшеПриведённые выше проблемы мы считаем критическими и наиболее важными из всех, что стоят сейчас перед человечеством. Поэтому свою деятельность мы посвящаем борьбе с ними, и выделяем несколько направлений в этой борьбе.
Реформирование системы «авторского» права. Первым, что необходимо сделать, чтобы вернуть культуру и науку в массы и снять препятствия на пути их развития, это декриминализировать некоммерческий обмен информацией. К этому относится деятельность сетей файлообмена, публичное воспроизведение и обмен произведениями искусства и научными идеями на частном уровне и другие способы доведения информации до других людей, целью которых не является извлечение из этого прибыли. Мы не признаём никаких оправданий для ограничения распространения информации такими способами. Вторым является поддержка и развитие библиотечной деятельности в самом широком смысле этого слова. Библиотеки должны стать местом хранения всех видов информации (не только текстовой, но также аудио, визуальной и любой другой), должны стать публичными и общедоступными (как физически, так и в сети интернет), а также бесплатными. Сделать их такими — это очень сложная задача, которая может быть по силу только государству — но её выполнение является важнейшим шагом на для развития как науки, так и искусства (что доказано тысячелетним опытом использования библиотек и ролью, которую они играли в развитии человечества) — что оправдывает любые затраты и вложения, которые для этого понадобятся.Третьим, но не менее важным аспектом этих реформ является создание условий для адекватного вознаграждения авторов произведений искусства и научных работ, доступных обществу. Некоммерческое распространение информации не должно отрицать возможности коммерческого её распространения, которое должна обеспечивать достойную жизнедеятельность людям интеллектуального труда. Возможности для такого коммерческого распространения зависят от формата информационного продукта (например, прокат в кинотеатрах — для кинофильмов, концерты — для музыкантов), и должны только поощряться. Кроме того, должна быть развита система добровольного вознаграждения (дотаций) потребителями (сообществами потребителей) авторам продуктов, в продолжении творческой деятельности которых они заинтересованы. Также, все эти реформы должны производиться очень аккуратно и поэтапно, чтобы гарантировать то, что сами авторы не почувствуют никаких негативных последствий от них. Наконец, последним аспектом реформирования системы «авторского» права является регулирование отношений между авторами и распространителями произведений искусства, к которым относятся издатели, продюсеры и другие посредники, стоящие между авторами и конечными потребителями их произведений. Целью такого регулирования должно быть возвращение «авторских» прав непосредственно авторам: неотчуждаемость у автора права копирования и распространения произведения («копирайта»), введение минимальных объёмов вознаграждения авторов в зависимости от прибылей, полученных от продажи их произведений и другие меры, которые будут необходимы для того, чтобы потери от сокращения продаж произведений искусства при их публичном доступе были заметны для посредников, но никак не авторов.
Упразднение системы патентов. Современная система патентов создавалась, чтобы обеспечить долю прибыли от коммерческого применения изобретений их авторам, которые были независимы от компаний, этим коммерческим применениям занимавшихся. Однако теперь исследования, имеющие коммерческую подоплёку, проводятся самими корпорациями, их реализующими — и система патентов превратилась таким образом в инструмент обеспечения охраны монополистического статуса этих корпораций, что ведёт к тому, что на конечных потребителях технический прогресс отражается мало из-за его для них недоступности. Таким образом, мы считаем что система патентов на научные исследования устарела и не соответствует современной действительности. Вместо обеспечения защиты обладателей патентов, государство должно уделять больше внимания финансированию фундаментальной науки, развитие которой обеспечивает прогресс и улучшение жизненных стандартов всего человечества, вне зависимости от экономических факторов. С точки зрения коммерческих же исследований продуктов, направленных на реализацию на рынке, отсутствие патентов не окажет существенного негативного влияния на объёмы этих исследований. Передовые промышленные секторы (например, IT) оперируют без системы патентов, поскольку сам факт того, что компания, оказавшаяся на рынке первой с какими-то решением — заберёт весь «куш» от его внедрения заставляет их вкладывать огромные средства в развитие технологий. И на практике мы видим, что сектор IT является наиболее динамично развивающимся сегодня, что является лишь подтверждением того, что отсутствие патентов не является преградой для технического развития.
Развитие и поощрение разработок некоммерческого открытого программного обеспечения и других видов технических решений. Эту цель следует отделить от предыдущих двух, так как и причины проблемы, так и способы их решений заметно отличаются. Использование программ с закрытым кодом ставит его пользователей в зависимость от их разработчиков (поскольку никто кроме них самих не может развивать соответствующие продукты), а также тормозит развитие информационных технологий в целом (поскольку разработчики закрытых коммерческих программ заинтересованы не в оптимизации процессов управления, а в увеличении объёмов продаж своего продукта — а эти цели зачастую являются противоположными). Поэтому, хоть проблема закрытого программного обеспечения и является лишь частью большой проблемы ограничения доступа к технической информации, негативный эффект этой проблемы несоизмеримо больше и её следует выделять отдельным пунктом нашей программы. Мы считаем, что государство в скорейшем порядке должно начать переход всех своих учреждений на открытое программное обеспечение (в первую очередь — систем науки и образования). С одной стороны, это избавит государство от зависимости от коммерческих монополий, а с другой — обеспечит всеобщий доступ населения к развитию и модернизации процессов управления. Также, для обеспечения эффективности работы в таком новом ключе, намного больше внимания следует уделять повышению компьютерной грамотности населения. Следует постепенно увеличивать как объём преподаваемых основ информатики (на всех этапах обучения человека), так и глубину и объём изучения языков программирования.
Защита конфиденциальной информации. Хоть это и является одним из прав человека, гарантированным ООН (а значит, и каждым государством, хартию о правах человека подписавшим), на практике оно не обеспечивается ни одним государством мира. Неприкосновенность частной конфиденциальной информации должна быть абсолютной, не вызывающей и малейшей тени недоверия частью общественной жизни. В тех же редких случаях, когда нарушение такой неприкосновенности является необходимым для обеспечения безопасности общества, такие исключения должны обосновываться судом и только в самых крайних случаях, когда сведения, полученные таким образом, непосредственно повлияют на обеспечение безопасности других людей (например, для поимки ещё находящихся на свободе членов преступной группировки, вина которых уже доказана). В остальных же случаях сохранение презумпции невиновности должно реально быть основным принципом судопроизводства, и такие вещи как несанкционированное просушивание телефонов и досмотр личной корреспонденции должны быть одним из наиболее тяжёло караемых преступлений.
Обеспечение реальной свободы слова является последней гарантией, которое должно предоставляться государством для защиты свободы обмена и распространения информации. Политические идеи и призывы по сути своей являются тем же для развития общества, чем и научные данные и публикации — для развития технологий. Свободный политический диспут, конкуренция и открытое соперничество политических и общественных идей и концепций является единственно возможным способ нахождения оптимальной платформы для развития государства и общества в целом. СМИ, интернет и другие каналов коммуникации (в том числе и массовой) между людьми должны быть абсолютно свободны от любых видов контроля и влияния государства. Без этого невозможно развитие человека как члена общества и обеспечение его реальными возможностями для продвижения внутри него, а также борьба с такими недугами государства, как коррупция и всевластье чиновничьего аппарата.
IV
читать дальшеКакие же конкретные конечные цели мы ставим перед собой и как стремимся их достичь? Наши политические принципы в корне отличаются от принятых в других партиях и движениях, и поэтому их нужно разъяснить.
Мы придерживаемся нейтральной позиции по всем политическим вопросам, кроме указанных выше. Понимая, что поддержки большинства населения партии, выступающей по узкому ряду вопросов, никогда не добиться — мы ищем коалиции и совместных действий с любой политической силой, готовой принять наши принципы в свою программу.
В следствие этого, мы также абстрагированы от политического спектра «левых-правых» движений. Мы считаем, что только когда информация станет по-настоящему свободной и доступной, мы сможем сделать действительно объективные выводы об оптимальном устройстве общества. Все же идеи и концепции, созданные до выполнения этого условия — основаны на ограниченной в той или иной степени информации, а поэтому до конца объективными быть не могут.
Мы также не выступаем против конкретных политических деятелей и систем, ими созданных. Мы всего лишь призываем их прислушаться к наших идеям и принять их в свои программы.
Кроме того, мы не планируем пробиваться в органы исполнительной власти. Наша конечная цель — это воплощение в жизнь нашей программы, и мы будем использовать любые (легальные и мирные) политические средства, которые будут для достижения этой цели — но не более того. Если для этого нам понадобится пробиться в парламент или другие органы законодательной власти — то мы будем этого добиваться, если же наша программа будет воплощена в жизнь без этого — то и такой цели стоять перед нами не будет.
Пиратский манифест..
Многабукаф, но мысли интересные.. В чем-то созвучно с очень старым Манифестом Киберпанка
I
читать дальше
II
читать дальше
III
читать дальше
IV
читать дальше
I
читать дальше
II
читать дальше
III
читать дальше
IV
читать дальше